Мы используем cookie
Во время посещения сайта "Театр Артиста" вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ.
Подробнее
OK



Вся жизнь театр...

Пожалуй, эту фразу из монолога в комедии Вильяма Шекспира, знают если не все, то многие. И трудно не согласиться с великим драматургом. Все мы сами пишем пьесу своей жизни, примеряя по ходу ее на себя различные роли: ребенка, солдата, любящего сына или дочери, отца или матери…

Но мало кто решится примерить на себя роль драматического актера, которому приходится по роду своей работы играть роли из чужой, придуманной кем-то жизни. Примерить на себя чужую маску, чтобы показать нам себя со стороны. Не так-то это просто, даже порой и очень трудно психологически. И люди годами учатся, чтобы постигнуть мастерство лицедейства.

Но ведь существуют и любительские театры, в которых играют совсем не профессиональные актеры. Обычные люди. Водители, парикмахеры, продавцы и предприниматели. И, конечно же, пожарные.

В нашем городе уже три года существует любительский театр «Самолет», который в этом году выступает с новой постановкой, пьесой Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты». В рядах актеров, выходящих на сцену в составе творческой группы, два сотрудника нашего отряда, которые уйдя на заслуженный отдых, продолжают отдавать себя нелегкому труду в пожарной охране. Мы встретились с ними, чтобы узнать, как пожарные становятся драматическими актерами и для чего это им нужно.

Зайцев Эдуард пришел в пожарную охрану в далеком 1996-ом году. Приехал к дяде в Белово, увидел объявление о приеме на работу водителей пожарных автомобилей, и затянула в себя пожарка. После уже перевелся в Новокузнецк, пожарную часть № 3 и оттуда уже ушел на заслуженный отдых. Отдыхать долго не стал, сил работать оставалось еще немало, поработал пожарным водителем в 24-ом отряде и сейчас управляет пожарным автомобилем в пожарной части Агентства по защите населения и территории Кемеровской области в Куртуково.
Петрик Михаил пришел в пожарную охрану немного раньше, в 1993-ем году. Поначалу охранял от пожаров Кузнецкий металлургический комбинат, в начале 2000-ых пришел в городской отряд. Работал в пожарной части Заводского района, дослужился до начальника караула и на пенсию ушел из Отдела службы и подготовки. Сейчас работает в пресс-службе Новокузнецкого пожарно-спасательного гарнизона, рассказывая о нелегком труде огнеборцев.

Мы пригласили ребят в гости, чтобы поговорить, не сложно ли совместить работу в пожарной охране и увлечение театром.

«Добрый день! Ребята, расскажите, как же в жизни пожарных появляется театр?

 — Добрый день! В театр я попал благодаря дочери, — вспоминает Эдуард, — друзья-театралы посоветовали ее отдать в театральный кружок, для развития полезно и все такое. А почему нет? Привел ее в Центр культуры и театрального искусства, тогда он еще назывался Театром детского творчества «Юность». Ходил вместе с ней, помогал и в ремонте и в переезде театру, появились там друзья. Как-то раз там готовили новогоднее представление, ну я пару предложений внес, как лучше было бы сыграть, меня и приметил режиссер Борисов. Ну и как раз у них не хватало человека, предложили мне попробовать себя в новой роли. Советовать одно, самому играть другое. Но согласился. А там как раз решено было создать театр «Самолет» для взрослых, но вот я туда и влился. Дочка уже перестала ходить в театральный кружок, а я остался.

 — Доброго всем здравия! Ага, и меня туда затянул, — улыбается Михаил. Позвал снять на видео их постановку, спектакль «Гость». Пока снимал, поглядел, конечно. Был удивлен, что любители могут так душевно играть. В общем, понравился и спектакль и игра актеров. А после спектакля режиссер, Борисов Анатолий Викторович, предложил присоединиться к репетициям, попробовать себя в новой роли. А кто не хотел побывать в шкуре актера? Страшно, но интересно же. Ну, вот и согласился. А там как раз театр готовил новую постановку по пьесе Вампилова, так что и роль сразу нашлась. Весной была премьера. Говорят, что для начала очень неплохо сыграл.

Что же вам дает участие в театральных постановках?

 — Жизнь стала интересней, — Эдуард оживляется, — веселей что ли. Я на репетициях отдыхаю. Нет, там приходится трудиться и немало, но театр отвлекает меня от повседневных забот, дает возможность переключиться. Приятная какая-то усталость. И радость от общения с такими же, как ты, больными театром. Есть какая-то радость от того, что делаешь хорошее дело, видишь, что люди приходят на спектакли, что-то получают от них и от этого у тебя эйфория какая-то.

 — Да-да, именно так! — подтверждает Михаил. Ты занят делом, полезным делом, усталости не замечаешь. И когда сыгран спектакль, получаешь такой огромный заряд позитива и ждешь новых репетиций, новых постановок. Если их нет какое-то время, в жизни прямо пустота на этом месте получается. И ждешь с нетерпением встречи с новыми друзьями.

Ну и театр дает возможность посмотреть на себя со стороны. Играя другого, совсем не похожего на тебя по характеру человека, ставишь и себя на его место что ли. Задумываешься, как бы ты поступил на его месте. Берешь для себя что-то полезное, откидывая негатив.

Какие роли предпочитаете играть? Как выбираются роли для актера, по желанию актера или режиссера?

 — Интересный вопрос, — задумывается Эдуард. Наверное, небольшие роли все же. В принципе, больших ролей и не было у меня, и почему-то и не хочу пока. Наверное, еще нет достаточного мастерства, чтобы о них задумываться. Да и в небольших ролях можно очень ярко сыграть, все от актера зависит. Иной раз в спектакле такие вот, хорошо сыгранные маленькие роли больше зрителям и запоминаются. Мне все мои роли нравятся, сыграл их с удовольствием. Но больше всего нравится роль сына-пионера в спектакле «Гость», задорная такая, вернула меня в детство. Да-да, играл и мальчика.

Роли режиссер нам выбирает, и еще ни разу не помню, чтобы он ошибся в выборе. По каким-то ему ведомым параметрам он их нам выбирает. Советуется с нами, конечно, но чаще на его варианте и останавливаемся.

 — Именно так, — кивает головой Михаил. Я сыграл всего лишь одну роль пока в полновесном спектакле. И честно, если бы меня попросили самому выбрать, растерялся бы. Ну и не сразу определилась мне роль, видно, я был для режиссера темной лошадкой и только с третьей попытки определились с ней. Теперь уже знает мои возможности и способности, в новом спектакле без вариантов нашел мне роль, близкую по духу, что ли. Премьера его планируется на начало весны, в общем-то, в нем нет определенных ролей, он состоит из стихов о войне Владимира Высоцкого. Ну, не будем раскрывать все карты, приходите на премьеру, будет интересно!

В чем сложность профессии драматического актера?

 — Сложность? Да, в общем-то, как в любой работе их немало, — отвечает Эдуард. Это, прежде всего, выучить текст. А он немаленький иногда, даже у небольших ролей. Ну и не просто заучить же надо и выдать, все это нужно сыграть. Играя Базильского в «Анекдотах», желательно было слезу пустить, вот проблема, так проблема. Но со временем уже и это получается. А так, если тебе нравится занятие, сложности не замечаешь.

 — Вот тут да, согласен! — подтверждает Михаил. Когда только берешь текст в руки, то кажется, что это выучить, да еще потом сыграть, ну просто нереально. Тем более что мы ведь не каждый день встречаемся, у нас кроме театра ролей в жизни немало. Работа, семья…

Ничего, выходишь на сцену, отбрасываешь все остальные проблемы и стараешься понять своего персонажа, входишь в его характер, слова уже проще запоминаются. Да и друзья-актеры помогают, если что. А все потому, что чужие слова почему-то, запоминаются легче — смеется Михаил. Соответственно, ребята всегда подсказать могут. Вот помню, когда сдавали спектакль, отработал свою роль четко, ничего не забыл. А вот уже на премьере, мне на сцену выходить через минуту, а у меня в памяти просто чистый лист. Паника прямо была, шагнул за дверь в растерянности. Но, как только партнеры заговорили, текст всплыл автоматически и все прошло хорошо!

Вот, кстати, были ли на вашей театральной практике какие-то веселые случаи, произошедшие на спектаклях или репетициях?

 — Да у нас все репетиции большой веселый случай — смеется Эдуард. Приходится режиссеру нас в чувство приводить своим властным голосом. Хотя и он сам человек веселый, может иной раз и повеселить, если требует ситуация. Иногда курьезные случаи даже помогают в нахождении образа. На репетиции «Анекдотов» один раз выдал монолог строго по тексту и, забыв сказать последнюю фразу, вышел за дверь. Вспомнив, вернулся и выкрикнул прям так ее с досады. Режиссеру так понравился этот момент, что решили и в спектакле так оставить.

А так, если что-то происходит на сцене во время спектакля, зритель воспринимает это как должное, как будто так и задумано. Он не должен понять, что актёр ошибся или споткнулся там, упал, всё продолжается, как ни в чём не бывало.

 — Точно, — улыбается Михаил, — репетиции у нас скучными не бывают. Особенно, когда Эдуард на них есть. Тот еще балагур. На сцене во время репетиций всякое бывает, рабочий процесс, и улыбки и непонимания. Главное, чтобы в итоге было то, что не только понравится зрителя, но и заставит их задуматься о чем-то. Вот на спектакле да, был у меня момент. Сейчас смешным кажется, тогда как-то не весело было. Бывает не так часто, когда ты слова прямо забываешь и все, опытные актеры по-разному выходят из таких ситуаций, а у тебя опыта не так много ведь. Играем «Анекдоты», после трех фраз своих партнеров должна идти моя, и она завязана на последней фразе актера. А он молчит… Смотрит на меня и молчит. Хорошо еще, что я в это время отвернулся от зрителей, и они не видят выражения моего лица. Не помню уж, кто смог спасти ситуацию, но обошлось.

Вообще, зрители ведь не знают наизусть текст и небольшие неточности просто не заметят. Было так, что ребята целый абзац упустили. А когда я сидел за кулисами, в качестве импровизированного суфлера, так сказать, то столкнулся с тем, что один из актеров просто поменял местами часть фраз и все спокойно отыграли, благо не сильно это сказалось на эпизоде. И заметил это только я, так как текст был передо мной. Не заметили даже сами актеры. Вот такое бывает!
Есть такое знаменитое выражение — «Весь мир театр и люди в нем актеры». Сложна ли роль пожарного в театре жизни?

 — Роль пожарного в театре жизни? — задумался Эдуард. В начале пути сложно было ее играть, первый выезд, первый ноль в первый же выезд. Потом в лесу в кольцо огня попали, прорвались (страшно было). А потом втянулся, научили многому наставники. Век живи, век учись. За всё время работы уже привык. Сложно было новую роль играть, когда на пенсию отправили, как-то не по себе сперва было. Здесь театр здорово помогает. Отвлечься, адаптироваться.

 — Очень сложна, — соглашается Михаил. Если в театре еще как-то можно ошибиться, переиграть роль, исправить как-то. На пожаре на это просто права нет. И текст тут уже никак не выучить, развитие ситуации иной раз такие сюрпризы выдает и ты должен быть готов ко всему. Такая вот, получается, сложная импровизация, с чистого листа. Не каждый справится!
Работа в пожарной охране, рабочий и жизненный опыт помогает в освоении тонкостей актерского мастерства?

 — Конечно, помогает, — Эдуард задумывается, — но как, сложно мне объяснить. Когда уже немало прожил, встречался и общался с разными людьми и в разных ситуациях, немало понимаешь в жизни. Ну, а на сцене — это и есть жизнь.

 — Тут, наверное, — добавляет Михаил, — взаимный процесс идет. Театр — это же не совсем наша судьба, не наше призвание. Это хобби, один из эпизодов нашей жизни, который нам помогает понять ее суть, смысл ее. Сталкивает с ситуациями, которые нам бы без него и не встретились, может быть. Помогает понять людей, с которыми вместе работаешь. Без определенного жизненного багажа освоиться трудней бы было.

Коллеги по пожарной охране приходят на ваши спектакли? Или просто знакомые. Что говорят после просмотра?

 — Один коллега со мной ходит на репетиции — подмигивает Эдуард Михаилу. А так с пожарки ни кого не видел. Это обидно немного, зову всех. Знакомые приходили, друзья были, тёща любимая с Белово специально приезжала на спектакли. Мама, жена и сын часто бывают. Мне очень приятно конечно же, даже скрывать не собираюсь. Я ведь на сцене для зрителя и для себя любимого. Когда на сцене спектакль… Такой заряд получаешь! Вот, наверное, для этого и всё это происходит? Это такие эмоции классные!!!

А вот один коллега рассказывал, что его знакомые были на спектакле и хвалили очень. И когда он сказал, что там пожарный играет, не поверили. А он поспорил и спор выиграл. Говорит, что очень приятно было слышать, как они нашу игру хвалили. Я не зазнаюсь, конечно, понимаю все же, что не такой уж профессиональный у нас уровень. Мы ведь просто от души играем!

 — Несомненно, пожарные люди очень занятые, — смеется Михаил. Пока все обещают прийти. Один был, на премьере «Анекдотов», с женой и дочерью. Хвалили! Точнее как, были приятно удивлены уровнем игры непрофессиональных артистов. Они театралы, ходят на профессиональных актеров смотреть. Отметили, что у нас более душевно, что ли. Они этим деньги на жизнь зарабатывают, а мы для себя играем.

Жена была на премьере. До того, как увидела меня на сцене, как сказала после, не верилось ей, что я, и в спектакле роль играю. Не сомневалась, конечно, она меня всегда поддерживает. Но вот когда увидела, была приятно удивлена, что я справился. Ну и вообще, после того, как я фотографиями со спектакля поделился, очень много просят сказать, когда будет следующий спектакль, и планируют прийти. И вот да, намного приятней играть, когда в зале видишь родных и знакомых. Не знаю почему, стараешься, наверное, как-то по-особенному.

Ну и заключительный вопрос, парни. Какую роль хотел бы сыграть в театре?

 — Ну, вот прямо так сложно ответить, — Эдуард немного растерялся, — не думал еще особо. Гамлета, скорей всего, не взялся бы. Вот какого-нибудь веселого шустрика-балагура, под стать своему характеру, это вот да, моё. Ну и пока опыта мало, наберусь его немного, можно и подумать о каких-то серьезных ролях. Может шпиона какого-то, разведчика.

 — Какую? — Михаил, как видимо, так и не придумал, — ну, вот нет определенной какой-то роли, которую хотел бы сыграть. С ролью актера бы справиться! Говорят, определенный талант есть, надо развивать. А то иной раз сам видишь, что другой что-то не то делает, потом выходишь и ну давай косячить. Хотя, так мы друг друга и поддерживаем, подсказываем иной раз, как и что можно добавить в роль. Со стороны ведь всегда лучше видно.

Мне, наверное, больше нравятся спектакли, где много народу участвует. Вот в них — любую роль. Интересней так, что ли. И пока уж точно не главную какую-то роль, не дорос еще. А там поглядим! Все еще у нас впереди".
Прошло более двух часов, а рассказать о своем увлечении у ребят было еще много чего. Но все эти истории трудно вместить в один очерк. Главное видно, что парни любят, не только свою работу и свое артистичное хобби, но и вообще, наслаждаются жизнью и находят в ней только позитив. А как иначе может быть у пожарных?
Рядовых пожарной охраны. Тех, кто стоит в рядах пожарного братства.
5 ФЕВРАЛЯ / 2020
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:

E-mail: tdtiuunosti@mail.ru
Телефон: +8 (3843) 76-10-50
Соцсети: Вконтакте | Instagram | Youtube